скачать файл
ч. 1 ч. 2 ч. 3



К И Н Ж А Л Ы


Рисунки

Манько Ольги Николаевны


ПРЕДИСЛОВИЕ

Эта книга познакомит читателя с редкой и оригинальной техникой фехтования,

пожалуй самым "хладнокровным" из всех видов холодного оружия — кинжалом.

Когда говорят о восточных единоборствах,

то чаще всего имеют в виду их практическую

или состязательную сторону и все реже вспоминают о том,

какой значительный пласт в многослойном пироге

Восточного Духовного Уклада составляют боевые искусства.

В системе боевых искусств кинжалам отводится особая роль.

По масштабам абстрактности им не сравниться с таким оружием, как лук или меч.

Кинжалы всегда конкретны

и в этом они символизируют доминанту

восточного образа мышления.

Кинжалы всегда индивидуальны,

и в этом состоит их роль

в раскрытии личности.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3

Традиция стиля 4

Гармония трех потоков 17

Положения кинжала в руке 23

Техника переводов 30

Техника перехватов 36

Искусство удара 48


Книга представляет оригинальную систему боевого фехтования кинжалами, получившую распространение в странах Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии.

Предназначена для обучающихся боевым искусствам Востока в спортивных школах и секциях, а также как пособие по самообороне.

(С) Рисунки О. Н. Манько

ТРАДИЦИЯ СТИЛЯ


ПУТЬ

История развития холодного оружия и соответствующих фехтоваль­ных техник в странах Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии богата живописными легендами о мастерах многочисленных тайных школ еди­ноборств, носителях изотерической традиции фехтования разными ви­дами холодного оружия. Не менее богата и сама система строевого и не­строевого вооружения, во все века служившего на Востоке не только на­дежным аргументом в решении вопросов жизни и чести, но и прекрас­ным средством психофизической тренировки.

И действительно, вряд ли найдется такой человек, которого не уди­вило бы разнообразие фехтовального оружия, составляющего традици­онный боевой арсенал Востока. Кухонная утварь и предметы незамыс­ловатого монашеского туалета, одежда и письменные принадлежности, мебель и сельскохозяйственные орудия, веера, метлы, плети и другие многочисленные "виды оружия" на равных правах входили в "универ­сальную весовую категорию", наряду с таким убедительным вооруже­нием, как мечи, пики, топоры. Было бы удивительно не обнаружить в столь разнообразном арсенале такого распространенного и удобного средства нападения и обороны, как обычный нож или кинжал.

Объединение всего многообразия холодного оружия в рамках одной универсальной системы имело целый ряд взаимосвязанных причин. Из­вестная в настоящее время система фехтовального оружия, распростра­ненного в странах восточного региона, сформировалась в своеобразных культурных и социально-политических условиях. Безусловно, главным, хотя далеко не единственным, центром распространения боевых ис­кусств в древности и средние века являлся Китай, ставший благодатной почвой для расцвета не одной сотни боевых школ. Уже в древности, со времен первых памятников китайской иероглифической письменности, прослеживается устойчивая тенденция китайской культуры к системно­му пониманию мирового процесса и роли человека в нем. При таком взгляде на мир любое культурное явление, будь то живопись, мастерст­во рукопашного боя или получение шелковичного кокона — все увязы­валось в единое целое и рассматривалось как космические сущности. Это в некоторой степени объясняет феномен монастырского, отшельни­ческого кун-фу. Своеобразие этого феномена состоит в том, что основ­ным источником развития фехтовальных и других боевых систем вы­ступила не армия, а, казалось бы, далекие от военной подготовки буд­дийские и даосские монашеские общины либо кланово-семейные шко­лы. Только в них физическая тренировка вместе с мощным психотренингом позволяла максимально раскрывать возможности чело-

веческого менталитета и доводить технику единоборств до уровня ис­кусства, высшей степени мастерства, когда тип используемого оружия не имеет большого значения.

Традиционное стремление китайской историографии возводить ис­торию развития любого культурного явления китайской культуры ко времени Золотого века древнекитайской философии (5-4 вв. до н.э.) не оказывается чересчур тенденциозным, когда речь идет об истории фех­тования на Востоке. Описания ритуальных военных танцев эпохи Чжоу (11-3 вв. до н.э.) в древних текстах свидетельствуют о действительно давней традиции включения фехтования в общий культурный процесс, не ограниченный рамками чисто практического, военного применения. Если ранее формирование государственности на территории Китая обеспечило системное становление базового строевого вооружения, то основными центрами развития боевых искусств служили монастыри, где и речи не могло быть о применении приемов кулачного боя и фехто­вания. Именно монастырская школа, несовместимая с идеей насилия и основанная на нравственно-этических принципах была способна сохра­нять необходимую меру сочетания духовного и физического совершен­ствования. Именно монастырская традиция, основанная на духовной психо-энергетической практике, позволяла боевым искусствам сущест­вовать в наиболее чистом виде. Превосходство этого способа существо­вания монахи и отшельники неоднократно доказывали на государственной службе в периоды смут и кровопролитии.

Окончательное становление системы фехтовального оружия прихо­дится на конец нового времени. При этом, развитие огнестрельного оружия в странах Востока не имело того сильного влияния на использо­вание и модификацию холодного оружия, какое было в Европе. Причи­ной этому служило освещенное традицией понимание фехтования, как необходимого вспомогательного средства в системе психофизического тренинга. Тем не менее, бурное развитие экономических отношений в странах Востока в начале двадцатого века не могло не отразиться на ограничении применения таких видов традиционного оружия, как меч, пика, алебарда, цеп и другие.

Единственным типом холодного оружия, сохранившим свою значи­мость в конкуренции с огнестрельным, было короткое оружие кинжаль­ного типа, а также различные виды нестандартного короткого и сверх­короткого колющего, режущего и метательного оружия. Поэтому не удивительно, что вытеснению многих традиционные техник сопутство­вал новый мощный импульс развития кинжального фехтования. Это, в то же время, не меняло основного принципа боевого фехтования, со­гласно которому главенствующее значение имело умение вести поеди­нок без оружия.



с.

истоки

Наиболее значительным центром распространения культуры для наро­дов стран дальневосточного региона с древних времен выступал Китай. Самым ярким памятником письменной традиции древнего Китая не без основания считается Книга Перемен (И-цзин), составлявшаяся в 8-7 вв. до Р.Х. В ней в наиболее общем виде отразилась натурфилософская диалек­тика восточного понимания мира. Именно Книге Перемен отводится зако­нодательная роль в китайской культуре на протяжении всех последующих веков со времени ее составления. Совершенно естественно, что боевые ис­кусства также претерпели сильнейшее влияние Книги Перемен.

Логика, символика я нумерология (манипуляция сакральными чис­лами) составляли основу категориального аппарата многих боевых, оз­доровительных и медитативных школ, независимо от стиля и направле­ния. Во многих случаях категории И-цзина символизировали основную концепцию стиля, определяя тем самым его название. К ним, безуслов­но, относятся стили БА-ГУА, ТАЙ-ЦЗИ, У-СИН и СИН-И.

БА-ГУА — "восемь триграмм" — символ цикличного, дискретно-не­прерывного процесса, охватывающего все явления, название одного из стилей "внутреннего" направления кун-фу (рис. 1).


Рис.2

Символ Великого Предела ТАЙ-ЦЗИ-ТУ

ТАЙ-ЦЗИ — "Великий Предел", регламентирующий систему отноше­ний между противоположными началами, явлениями. ТАЙ-ЦЗИ является названием целой группы стилей "внутреннего" направления кун-фу (рис. 2).




Рис.1

Цикл восьми триграмм БА-ГУА-ТУ

Рис.3

Схема пяти первоэле­ментов У-СИН-ТУ


У-СИН — "пять первоэлементов", символизирующих ис­черпывающий харак-

тер связей и закончен-

ность системы, У-СИН называет не­сколько стилей "внутреннего" и "внешнего"кун-фу, а также оздоровитель­ное направление "пя­ти зверей" (рис. 3).
СИН-И-"единст­во мысли и формы" — понятие, описываю­щее сознание как фор­му существования ма­терии, а также назва­ние одного из самых популярных стилей кун-фу.Единство фор­мы и значения, внут-

Рис.4

Каллиграфически выполненный иероглиф лун

"дракон". Несколькими движениями кистью

каллиграф создает образ дракона,

без нарушения правил

написания иероглифа.



реннего и внешнего проявляются в каллиграфии, когда значение иерог­лифа передается формой его написания (рис. 4,8).

По символике Книги Перемен основу динамики, любого изменения, составляют отношения, в которые вступают противоположные начала Инь (тьма) и Ян (свет). Графически эти начала представляются сочета­нием непрерывной (напряженной) и прерывистой (податливой) линия­ми (рис. 5), подобно тому, как различаются техники владения цельным и секционным (или парным) оружием любой длины.



Рис. 5 Графическая символика начал ИНЬ и ЯН



Такое сочетание линий представляет собой идеально сбалансирован­ную систему, оптимальную меру сочетания противоположностей. Вы­ход системы из состояния равновесия, начало движения, обозначаются добавлением одной черты с положительным или отрицательным знаком в любую из трех возможных позиций: сверху, снизу или в центре. Это добавление порождает восемь комбинаций цельной и прерывистой черт, называемых Ба-гуа (восемь триграмм).






Рис. 7

Каждый пит цельного оружия любой длины предполагает наличие двух корот­ких вариантов для парного фехтования двумя руками или одного секционного. Поэтому техники-работы с цельным, парным и секционным оружием тесно связаны друг с другом. Более подробно эта схема показана на рис. 9.

Каждая триграмма представляет собой процесс, как один из вариан­тов дисбаланса. Все восемь триграмм, в свою очередь, являются замкну­той, уравновешенной системой со своей внутренней логикой изменения. . Максимально возможное число сочетаний триграмм в паре дает 64 гек­саграммы-ситуации. Каждая такая гексаграмма имеет свое индивиду­альное развитие и является одновременно результатом развития пред­ыдущей и причиной развития следующей ситуации. Графическое пред­ставление процесса формирования триграмм и гексаграмм путем после­довательного деления показано на рисунке 6.

Сравнение схемы порождения гексаграмм со схематическим пред­ставлением системы традиционного фехтовального оружия в Китае (рис. 7) показывает, какое сильное влияние оказывало на развитие фехтовальных систем Востока соответствующее видение мира.



Рис.6

Схема порождения гексаграмм императора Фу-си



КИНЖАЛЫ

Все традиционное оружие, используемое в практике восточных еди­ноборств, по длине и технике фехтования обычно делится на пять клас­сов. Вес оружия не имеет значения.

1. Длинное оружие:

шесты, плети, цепы 180 — 220 см.

2. Среднее оружие:

цепы, палки 160 — 180 см.

3. Короткое оружие:
все разновидности мечей,
секир, палок от 120 до 140 см.

4. Сверхдлинное оружие:

шесты, плети свыше 220 см,

5. Сверхкороткое оружие:



любое оружие, длина которого меньше 50 см




Кинжалы относятся к разряду сверхкороткого оружия. Определяя их место в общей системе восточного фехтовального арсенала, необходимо помнить, что кинжальная техника впитала в себя техники владения всеми другими типами оружия.





Кинжальное фехтование входит составной частью в широкую об­ласть боевой подготовки, основу которой составляет умение вести пое­динок без оружия. В известном военном трактате эпохи Мин (14-17 вв.) говорится: "Для изучения искусства боя в первую очередь следует овла­деть боем без оружия (цюаньфа), затем необходимо изучить фехтова­ние на шестах, и только соеди­нив обе техники воедино можно переходить к овладению любым другим видом оружия". Тради­ционная методика обучения бою с оружием предписывает начи­нать с длинного шеста, так как упражнения с шестом вырабаты­вают правильное передвижение, устойчивость и навыки одновре­менной работы двумя руками. Для кинжального фехтования эти навыки имеют первостепен­ное значение, большее, чем про­сто знание и выполнение при­емов.

Следующий этап обучения — короткое оружие. Наибольшим авторитетом в школах боевых искусств Востока пользуются ме­чи, как обоюдоострые, так и с односторонней заточкой. Вряд ли можно найти другой тип ко­роткого оружия, который мог бы сравняться с мечом богатством траекторий и скоростью движе­ния.



Рис. 9

ДАО—ПУТЬ. ДАО—центральное

понятие в древнекитайской натурфилософии, символизирует единство мира, а также является основ­ным этическим Законом Вселенной. В названиях стилей единоборств

ДАО обозначает 'Путь, соответствующий Закону Вселенной'.


Иероглиф Дао выполнен в каллиграфическом стиле "изо­бражение смысла" в образе ста­рика-странника, идущего по из­вилистой дороге. Ветер треплет одежды, в руке посох, дорога те­ряется в горной лощине. Один. Надпись сбоку вторит: "Пусть всегда один, и не иначе".


Рис. 8

Фехтовальщик парными кинжалами (по китайской гравюре)





10

11


ТИПЫ ТРАДИЦИОННОГО КИТАЙСКОГО ОРУЖИЯ:

  1. Длинный шест (гунь)

  2. Трехсекционный цеп (сань цзе гунь)

  3. Девятизвенные плети (цзю цзе бянь)

  4. Крюки (гоу)

  5. Короткие пики

  6. Широкий меч

  7. Обоюдоострый меч (цзянь)

  8. Костыли (гуай)

  9. Короткий разнозвенный цеп (шоу шаоцзы)




  1. Короткий симметричный цеп (лян цзе гунь)

  2. Кинжалы (бишоу)

Все другие виды короткого оружия, какими бы оригинальными они не были, в основном повторяют технику работы мечом, особенно при парном использовании. Кинжалы по технике работы двумя руками так­же схожи с мечами, но имеют дополнительные возможности из-за воз­можности переводов и перехватов оружия в кисти руки.

Рис.11 Фехтование веерами


Рис. 10

Монах, фехтующий палочками для еды

12



Бой оружием, фехтование длинным шестом и мечом составляют дина­мическую основу практики боевых искусств.



Рис.12 Типы традиционного китайского оружия.




Фехтовальные кинжалы

В настоящее время распространены два стиля кинжального фехтова­ния: жесткий и мягкий. В каждом стиле используются разные типы кинжалов (см. рис. 13).

В жестком фехтовании применяются три основных сильных положе­ния оружия в руке. Хват меняется редко. При этом используются два типа кинжалов. Первый тип происходит от широкого меча дао и почти полностью повторяет его форму. Второй тип имеет форму наконечника копья, заимствованную у коротких метательных дротиков. В современ­ном спортивном у-шу к концам рукояток копьевидных кинжалов кре­пятся небольшие легкие платки. Они не только имеют эстетическую функцию, но также позволяют следить за неуловимыми, молниеносны­ми движениями кинжалов во время выступления спортсмена. Кроме этого платки служат стабилизаторами полета кинжала при метании.

Мягкое фехтование, в отличие от жесткого, предполагает частую и достаточно сложную смену положения оружия в руке вслед за динамич­ным передвижением при атаках и защитах. Кинжалы для мягкого фех­тования значительно отличаются от кинжалов, применяемых в жестком стиле. Такие кинжалы носились в широких рукавах национальных кос­тюмов типа кимоно, распространенных во всех странах Дальнего Восто­ка. Тонкая рукоятка постепенно сужается от конца к основанию, рас­трубом переходя в гарду. Обоюдоострый свод, либо односторонняя за­точка, начинаются не менее, чем в пяти сантиметрах от гарды для рас­ширения возможностей перехватов и предохранения пальцев от порезов и травм. Выбор формы заточки клинка и его форма зависят от индиви­дуальной техники адепта.

Рукоятка лишена привычного для европейского оружия утолщения в середине. Такое утолщение удобно лишь для жестких хватов. Самое тонкое место рукоятки расположено рядом с гардой и соответствует центру баланса оружия. Правильная балансировка очень важна для техничного и быстрого выполнения приемов. Для индивидуального под­бора необходимого типа балансировки, а также для отработки различ­ных аспектов техники фехтования, используются сменные утяжелите­ли, крепящиеся на концах рукоятки и смещающие центр тяжести ору­жия. При правильной балансировке оружия любые, даже самые слож­ные перехваты, легко выполняются на максимальной скорости.

ФЕХТОВАЛЬНЫЕ КИНЖАЛЫ:



  1. Нож типа дао

  2. Кинжал для ношения в рукаве

  3. Копьевидный кинжал

  4. Кинжал с симметричной двусторонней заточкой

  5. Кинжал с несимметричной двусторонней заточкой

' 15





6. Колющий кинжал

7. Нож с односторонней заточкой

8. Кинжал с усиленной гардой

9. Кинжал с проточенным клинком

10 Кинжал с балансирами разной формы

Кроме описанных типов кинжалов существуют другие виды коротко-

го оружия. Основные из них показаны на рисунке 14

Нестандартное короткое фехтовально-метательное оружие

Рис 14

l. Сай


  1. Фехтовальный металлический веер шань-цзы с заостренными
    концами

  2. Металлические фехтовальные палочки для еды куай-цзы

  3. Металлические шпильки бяо с декоративными стабилизаторами
    для метания

  4. Металлическая кисть би

  5. Парные складывающиеся ножи, рукоятка каждого из пары одно­
    временно служит ножнами для второго.

  6. Эмэйские вращающиеся иглы эмэйцы

  7. Трехглавые кастеты саньтоудин

  8. Метательные иглы

Форма рукоятки в поперечном сечении элиптичсская. Гарда любого кинжала, предназначенного для мягкого фехтования, должна быть не­большой, чтобы не мешать технике перехватов. Длина рукоятки подби­рается индивидуально: ее конец при полном хвате оружия всеми пятью пальцами должен выступать на два-три сантиметра. Вес кинжала мо­жет быть любым, а клинок должен быть несколько длиннее рукоятки.


ч. 1 ч. 2 ч. 3 следующая страница >>
скачать файл

Смотрите также:
Традиция стиля
564.37kb. 3 стр.