скачать файл
ч. 1
Правительство Москвы

Департамент образования города Москвы
Конкурсный отбор педагогических работников

на соискание Гранта Москвы в сфере образования


КВН «Как ты знаешь растения?»
Методическая разработка
Автор: Валентина Васильевна Панина,

учитель биологии

ГБОУ гимназии № 1272 ЮАО

Методическая разработка предназначена для учителей биологии, работающих в 7 – х классах, а также для руководителей кружков, вожатых, педагогов дополнительного образования, желающих приобщить учащихся к миру биологии.

Москва 2012
Пояснительная записка.
Методическая разработка представляет собой внеклассное мероприятие по биологии для учащихся 7- х классов. Подростковый возраст характеризуется потерей интереса к природе как естественному источнику прекрасного. В этом возрасте отмечаются негативные проявления детей по отношению к окружающему миру.
Поэтому КВН предполагает, прежде всего, развить у учащихся чувство прекрасного, повысить интерес к окружающей природе.

Цель:

способствовать развитию познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий.


Задачи:

- создание ситуации успеха для учащихся;

- расширение предметных знаний учащихся;

- развитие межпредметных связей;

- воспитание экологической культуры;

- развитие потребности в изучении природы родного края;

- привлечение учащихся к чтению книг о природе;

- развитие умения самостоятельно работать с дополнительной литературой.


Основные принципы построения методической разработки: 
• принцип нравственных приоритетов; 
• принцип равных возможностей; 
• интегративности. 

Ожидаемый результат:

  • Личностные: аргументированно оценивать свои и чужие поступки, в том числе в учебно-игровой ситуации

  • Вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к людям

  • Познавательные: умение анализировать и обобщать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи

  • Регулятивные: умение выдвигать версии, оценивать степень и способы достижения цели.

  • Коммуникативные: излагать свое мнение, организация работы в группе


Место мероприятия в системе изучения биологии


Мероприятие можно провести как в заключении изучения курса, так и в рамках создания мотивации перед изучением отдельных тем.
Актуальность данной методической разработки позволяет повышать интерес к предмету, а главное - предполагает включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач – достижения метапредметных и личностных результатов.
Новизна
нами видится в системно-деятельностном подходе, интеграции урочной и внеурочной деятельности.

Инфорация об апробации: материал представлен в 2012 году на конференции второго московского конкурса методических материалов по дополнительному эколого-биологического образования детей.

Отличие от уже существующих учебно-методических материалов нам видится в попытке сформировать экологически правильную модель поведения.

ОТЗЫВ


на работу В. В. Паниной

«КВН «Как ты знаешь растения?»

Фролова Г.И.,

кандидат биологических наук,

зам. директора МГЭБЦ
Воспитание экологической культуры у обучающихся – одна из приоритетных задач современной системы образования. Однако в настоящее время несмотря на актуальность данной задачи, эта проблема, к сожалению не решена.

Стоит отметить, что сформировать экологически правильную модель поведения можно лишь в том случае, если у обучающегося есть мотивация – интерес к эколого – биологическому направлению в обучении.

Именно в создании такой мотивации и заключается основная задача современных образовательных программ.

Деятельностный процесс обучения, в котором ученик не является просто слушателем, а, напротив, принимает активное участие, очевидно, вызывает больший интерес, а значит, и более эффективен.

Методическая разработка В. В. Паниной как раз написана в системно-деятельностном ключе. Получение знаний детьми построено в игровой форме – в виде соревнования между тремя командами.

Важной задачей является создание сплоченных команд, и это достигается за счет совместных решений по выбору эмблемы и приветствия команды, совместный поиск пословиц и подготовка загадок.

В разработке представлен достаточно широкий материал – от многообразия жизненных форм, особенностей экологии растений и до разнообразия культурной флоры.

Предлагаемые задания разнообразны – тем самым они поддерживают интерес у обучающихся в течение всего занятия. Добавление математических заданий (раздел математическая биология), а так же заданий связанных с мифологическими сюжетами и преданиями, позволяют выявить (или расширить) всесторонний уровень знаний обучающихся.

Уровень заданий не одинаков, он усложняется. Это позволяет поддерживать интерес к занятию со стороны обучающихся.

Цель занятия заключается в том, чтобы обучающиеся самостоятельно смогли оценить уровень своих знаний и это, возможно, станет одним из стимулов в самостоятельном поиске новой информации по эколого-билогической нарпавленности.

Таким образом, стоит отметить комплексность подхода В. В Паниной в данной методической разработке, ее неоспоримую образовательную ценность и перспективность.
Подготовительная работа:
За несколько недель до начала мероприятия по школе развешиваются объявления о готовящемся мероприятии, программа проведения КВН. Перед мероприятием красочно оформляется зал, в котором организуется выставка рисунков, букетов, поделок из природного материала.

К конкурсам учащиеся готовятся самостоятельно.


Оформление.

1) Выставка букетов

2) Фотографии различных «удивительных» растений

3) Выставка книг о многообразии растений.

4) Плакаты с изображениям редких растений Москвы.

5) Презентация «Культурные растения»




Условия конкурса.
В игре участвуют три команды по 7 человек. Тема КВН объявляется заранее. Участники конкурса получают домашнее задание:

1. Придумать название и эмблему команды.

2. Приготовить приветствие жюри и соперникам.

3. Найти пословицы и поговорки, в которых встречаются названия растений.

4. Подготовить загадки о культурных растениях.

5. Болельщики каждой команды готовят выставку букетов


Начинается конкурс с представления команд. Команды приветствуют друг друга и жюри. (Максимальное количество баллов за приветствие – 4 балла)




РАЗМИНКА
Команды показывают выполненное домашнее задание. (Максимальное количество баллов за разминку – 5 баллов)

ЗАДАНИЕ № 1
Лишняя картинка

(правильный ответ оценивается двумя баллами)


Найдите одну лишнюю картинку из четырёх. Почему вы считаете, что именно она- лишняя? Каким общим понятием можно назвать три остальных растения?


  1. Кислица (заячья капуста), пролеска сибирская, ландыш майский- травянистые растения, черемуха- лишняя картинка (дерево или может быть кустарником)


кислица (заячья капуста) пролеска сибирская ландыш майский черемуха обыкновенная





  1. берёза, липа, дуб- деревья, горох- лишняя картинка (травянистое растение)


береза липа дуб горох




  1. малина, брусника, черника- кустарнички, рябина- лишняя картинка (дерево или может быть кустарником)


брусника черника клюква рябин


ЗАДАНИЕ № 2
Математическая биология

(правильный ответ оценивается пятью баллами)


1. Сколько кубических метров воздуха очистит лес, площадью 40 га за пять лет, если известно, что 1 гектар лесного массива за год очищает от углекислого газа и пыли 18 млн. кубических метров воздуха?

(3600 млн. кубических метров)


2. В одном кубическом метре городского воздуха содержится около 5 000 микробов. Сколько микробов в одном кубическом метре лесного массива, если известно, что их содержание в лесу ниже в 9 раз?

(примерно 555 микробов)


3. Учёным давно известно, что зелёные насаждения значительно уменьшают количество пыли в атмосферном воздухе. Ими было подсчитано, что над 50- тью квадратными километрами леса в воздухе находится до 50 тонн пыли, а над такой же площадью безлесного пространства- в 11 раз больше. Сколько тонн пыли может находиться над 100 квадратными километрами безлесного пространства?

(1 100 тонн)


4. В жаркую летнюю погоду в городском парке температура воздуха на 2,2 градуса ниже, чем на городской улице, и выше на 1,5 градуса, чем в лесу. Определите температуру воздуха в лесу, если на оживлённой городской улице она составляет 31 градус?

( 27,3 градуса)


ЗАДАНИЕ №3
Викторина «Растения- символы»

(каждый правильный ответ оценивается одним баллом)


1. Вечно зелёное дерево или кустарник с жёсткими, ароматными листьями, растёт в Средиземноморье. С ним связан античный миф о прекрасной нимфе Дафне, которую её отец, речной бог Пеней, превратил в это дерево, спасая от преследований полюбившего её Аполлона. С тех пор это растение считалось деревом Аполлона. Его высаживали у храмов, ему посвящённых, венком из листьев этого дерева награждали победителей в творческих состязаниях- поэтов, музыкантов, художников. Ветвь этого дерева изображена на гербах многих государств как символ победы народа, его величия и славы. (Лавр благородный)
2. Дерево это быстро оживает весной. Считается, что это происходит благодаря его особой плодоносящей силе, которую люди надеялись перенести на поля. Поэтому оно стало символом праздника Колосяницы, а после принятия на Руси христианства- Троицы. Дерево это украшали лентами, вокруг водили хороводы, плели из его ветвей венки. (Берёза)
3. Часто это дерево называют проклятым- по преданию, на нём удавился Иуда. Построенные из него строения рушатся, придавливая хозяев, только колом из этого дерева можно убить вампира… Но дурная слава им не заслужена. Из древесины этого дерева в старину клали срубы колодцев, делали дранку для покрытия куполов храмов и крыш домов, а в наше время делают спички и фанеру.

Листья, кора и сок используются в народной медицине. (Осина)
4.Ветви и листья этого дерева являются олицетворением могущества, долголетия и здоровья. Их изображение есть на гербах, медалях и монетах многих стран. Дерево это является одной из лесообразующих пород Северного полушария.

Древние славяне верили, что это дерево священное, приписывали ему

чудодейственную силу и посвящали его богу грома и молнии Перуну.

Изображение Перуна вырезали только из древесины этого дерева. (Дуб)


  1. В соцветиях этого растения уже много веков пытаются найти счастье-

цветки с пятью отогнутыми лопастями вместо четырёх. Если найдёшь

такой цветочек, то его надо съесть.



А трёхлопастные цветки, наоборот, сулят несчастье и беды. (Сирень)
6. Впервые эти растения и их цветки были воспеты персидскими поэтами. Три тысячи лет назад они украшали сады Персии (нынешний Иран). И называли их тогда тюрбанами, поскольку они напоминали этот головной убор мусульман. Изображением этого растения украшали ковры, ткани, кружева. В наше время центром разведения этого растения является Голландия

(Тюльпан)
ЗАДАНИЕ № 4
Блиц – конкурс «Культурные растения»

(каждый правильный ответ оценивается одним баллом)


1.Назовите растение, от названия которого произошло слово «житница». Это название и поныне сохранилось на Украине.

Рожь

2. Назовите культурное растение, к которому относится такое выражение: «Аристократ среди злаков, сын воды и солнца, пища богов». Рис

3. В основе русского названия этого растения лежат два слова- греческое «лион» и латинское «линум». А как его называют по- русски? Лён

4. Назовите самую древнюю хлебную культуру?



Пшеница

5. В 17 веке в Египте её называли турецкой пшеницей. В Италии её и сегодня зовут «гранотурко». А на родине она известна под названием «маис». Как это растение называем мы? Кукуруза

6. В Италии это растение называли «тартуфоли», во Франции оно

получило название «пом де терр». А как это растение называется у нас?

Картофель

7. Часто это растение называют «зелёной коровой», так как из его

семян делают молоко, простоквашу, творог и сыр, а также масло, заменители какао и шоколада. Назовите это растение.

Соя


  1. Древние римляне называли это растение «растущее на камне». На

Руси его называли «пестрец», «свербигуз». Что это за растение?

Петрушка

  1. На языке ацтеков это растение называлось «томатль». А как его

называют итальянцы? Поммо д*оро- помидор

  1. В древнем Риме её называли «капут», что означает «голова», а

на греческом оно звучит как «брассо», то есть «трещать», «хрустеть».

Как это растение называется у нас? Капуста

11. Известный математик Древней Греции Пифагор писал, что она «представляет из себя овощ, который поддерживает бодрость духа и весёлое, спокойное настроение». О каком растении так хорошо отзывался учёный? Капуста

12.Какое растение в 18 веке называли «чёртовым яблоком»?



Картофель

13. В средние века плоды этого растения ценились на вес золота. Им расплачивались вместо денег. В Европу его привезли из Индии, Явы, с Молуккских островов. Назовите это растение.



Чёрный перец

14. В Америке его называют «трава солнца», «перуанский цветок солнца». А как его называют в России? Подсолнечник

15. Какое растение в Европе называлось «перуанским золотым яблоком»? Помидор

16. «Китайский орешек»- такое название это растение получило во Франции и в Италии, а как его называем мы?



Арахис

17. Один из воинов Александра Македонского писал об этом растении: «… производил мёд без помощи пчёл». Назовите это растение.



Сахарный тростник

18. В Византии это растение называлось «сфекели». А как называем его мы? Свёкла

19. Это растение называют в Китае «тцай- ие». Что это за растение?



Чай

20. Напиток из плодов этого дерева называли «турецкий напиток», «сироп из сажи, чёрной крови турок». Назовите это дерево.



Кофейное дерево

ЗАДАНИЕ № 5
Конкурс капитанов

(каждый правильный ответ оценивается двумя баллами)




  1. Тигр, лев, волк, медведь – это хищные животные. А есть ли хищники среди растений?

(Венерина мухоловка, росянка, непентес, саррацения)


  1. У какого растения самый крупный в мире цветок?

(Раффлезия Арнольди, диаметр цветка более 1 м)


  1. Какое растение называют «дерево – роща»?

(Дерево баньян, произрастающее в Индии. Дерево, возраст которого 150 лет занимает площадь до 500 квадратных метров)


  1. Назовите самые высокие и долгоживущие растения в мире.

(Секвойя – дерево Северной Америки; растут такие деревья до 4 тысяч лет, на пне такого дерева может разместиться оркестр и 16 пар танцоров)


  1. Из каких растений наши предки получали различные краски?

(Из корней и листьев манжетки получали серо – зеленую краску; коричнево – зеленую краску дает кора и ягоды можжевельника; желтую краску получали из корней конского щавеля; синюю краску можно получить из цветков живокости; фиолетовую краску дают высушенные плоды ежевики; красный цвет можно получить из цветков зверобоя)


  1. А знаете ли вы самое маленькое растение?

(Это плавающая ряска из водоемов Австралии – ее длина 0,6 мм и ширина 0,33 мм, масса отдельного экземпляра 0,00015 г.)


  1. Какое растение первым совершило космический полет?

(Одноклеточная зеленая водоросль хлорелла)


  1. Какое хвойное дерево является самым «северным»? Чем еще интересно это растение?

(Лиственница сибирская выдерживает зимние морозы ниже – 70 градусов;

это хвойное дерево, которое сбрасывает хвоинки на зиму)


  1. Назовите самую древнюю хлебную культуру.

(пшеница)


  1. Какое голосеменное растение называют «виноградом хвойных лесов»?

(можжевельник; шишки можжевельника имеют вид ягод)

Используемая литература



  1. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. – 432с.: ил. («Занимательные уроки»).

  2. Ивченко С. И. Занимательно о ботанике. – Смоленск: Русич, 2001. – 240с. – (Занимательный мир).

  3. Парфилова Л. Д. Тематические игры по ботанике: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 160 с.

  4. Агеева И. Д. Веселая биология на уроках и праздниках: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 352 с.

  5. Материалы ООП «Школа 2100»

ПРИЛОЖЕНИЕ

Примерные ответы на домашнее задание
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
«Где сосна взросла, там она и красна»

«Без корня и полынь не растёт»

«Чужбина- калина, родина- малина»

«Собирай по ягодке, наберёшь кузовок»

«Без капусты щи не густы»

«Спустя лето по малину не ходят»

«Не верь гречихе в цвету, а верь в закрому»

«Как в мае дождь, так будет рожь»

«В сентябре одна ягода- и та горькая рябина»

«Морковь прибавляет кровь»

«Жгуча крапива родится, да во щах уварится»

«Сломить дерево секунда, а вырастить- годы»


ЗАГАДКИ
Лежит хрюшка- жёлтое брюшко. (кабачок)

Сидела на пенёчке, а заснула в бочке. (капуста)

Красна, как кровь. Называется… (морковь)

Сама пламенная, а сердце каменное. (вишня)

Жёлтая курица под тыном дуется. (тыква)

Золотое решето чёрных домиков полно. (подсолнух)

Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. (арбуз)

Красная овечка, белое сердечко. (малина)

Он хорош для кислых щей помимо прочих овощей. (щавель)

Летом- сладкий и зелёный, в зиму- жёлтый и солёный. (огурец)

В поле метёлкой, в мешке- золотом. (овёс)

Топили, сушили, колотили, рвали, крутили, ткали, на стол клали. (лён)



Из земли вырастаю- весь мир одеваю. (лён)
ч. 1
скачать файл

Смотрите также: